Авторизация
Автор: Liza
20.03.2009

Вальдорфская школа

О вальдорфской системе обучения сказано много противоречивых слов. Кто-то из специалистов согласен, что педагогика, построенная на развитии данных ребенку от природы способностей, его веры в себя действительно пригодится в дальнейшей жизни. Других специалистов смущают слишком позднее изучение грамоты, что не вписывается в общую систему дальнейшего образования и слишком строгие запреты на некоторые виды информации.
Итак, что же это за система обучения, и каковы ее основные принципы воспитания? В основе ее – уважение к индивидуальности, свободе и творчеству каждого ребенка. Причем, сторонники этой системы категорически против привычных нам интеллектуальных занятий с детьми до 7 лет. Вообще, предполагается, что только после трех лет можно отдавать ребенка в детский сад – именно к этому времени у ребенка появляется сознание собственного «Я» (малыш начинает говорить о себе не в третьем лице, как раньше, а используя местоимение «я» в прямом его значении). К трем годам появляется новый вид деятельности – ролевая игра. И действительно, большинство специалистов, работающих в сфере дошкольного образования, согласны с этим утверждением. Медицинские исследования также подтверждают предложение педагогов, что ребенка стоит знакомить с детским садом после трех лет – только к этому возрасту иммунная система малыша начинает самостоятельно функционировать.
Основным принципом работы по системе вальдорфоской педагогики является природосообразность воспитания и развития:
- воспитание осуществляется через пример и подражание;
- большая часть деятельности ребенка – игровая (свободная игра, традиционные народные игры, ритмичные игры);
- главным лейтмотивом деятельности становятся ритм и повторение;
- обеспечивается высокий художественно-эстетический ритм.
А вот запреты, существующие в этой системе воспитания, как раз вызывают большое количество споров педагогов. Перечислим:
•    запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение: до 7 лет необходимо избегать нагрузки, как на мышление, так и на память ребенка. Постигает мир ребенок опытным путем, а не рассудочным, поэтому сказочно-образный мир считается самым подходящим для раннего воспитания. Стимулировать изучение окружающего мира следует, обращаясь к воле ребенка, а не к его мыслям;
•    любые источники СМИ находятся под стражайщим запретом: в них слишком много сильных впечатлений, внушающего действия разрушительных образов. Ребенку сложно отстаивать собственный мир, он становится зависимым от технической замены образов;
•    запрет на любую оценку деятельности ребенка взрослым – иначе это стимулирует ребенка действовать в поисках получения поощрения, а не исходя из интереса к делу (процессу, игре, деятельности).
Бережное отношение к любым начинаниям и пожеланиям ребенка имеет только три ограничения. И чем реже взрослый произносит слово «нет», тем большей ценностью оно обладает для ребенка:
1.    действие ребенка категорически останавливается, если оно может причинить ему вред (нельзя облизывать сосульки);
2.    если вред может быть причинен другим (нельзя шуметь, если рядом спят);
3.    если вред может быть причинен материальному окружению (нельзя рисовать на стене, если это не специально предназначенная для художеств стена)
Конечно же, как в любой системе раннего развития, воспитания и обучения ребенка, в вальдорфской школе существуют свои плюсы и минусы. Однако, эти методы обучения дают хорошие результаты, если их использовать в совокупности с другими. Вальдорфское обучение показано детям со слаборазвитой психоэмоциональной сферой, интеллектуально перегруженным, или с нарушениями речевого развития.

Просмотров: 3 131

Добавить в социальные закладки:

Это интересно:

Оцените
1 ложечка2 ложечки3 ложечки4 ложечки5 ложечек
Обсуждение

Оставьте комментарий используя форму Вконтакте

Или воспользуйтесь формой ниже

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha